Навигация
 
Главная Теория психологии Мужчина и Женщина Психология общения Психология зависимостей Психология успеха Родители и Дети Психология подсознания
 
Зависимости
 
Борьба с шопоголизмомБорьба с шопоголизмом


Информационная зависимость: проблема существуетИнформационная зависимость: проблема существует


Запутались в сетях. Социальных.Запутались в сетях. Социальных.


Есть ли жизнь без телевизора?Есть ли жизнь без телевизора?


Геймерство. Как уживаться с мужем-игроком?Геймерство. Как уживаться с мужем-игроком?


Искусство запрещать
Искусство запрещать
Для многих родителей два простых слова «да» и «нет» (либо их синонимы «можно» и «нельзя») часто доминируют в отношениях с детьми. К этому зачастую нас побуждает стремление сформировать в ребенке некую систему рамок и ограничений, без которых сложно представить жизнь в современном обществе. И все бы хорошо, если б наши даже самые благородные побуждения не имели противоположный ожидаемому результат.

«Да» и «нет» — два коротких слова, но прежде чем их вымолвить, нужно подумать дольше, чем перед произношением любых других слов. Так в свое время заметил известный французский дипломат Шарль-Морис Талейран. Согласитесь, утверждение справедливое, ведь мы не всегда думаем, прежде чем сказать ребенку свое категоричное «нельзя» или одобрительное «можно». В результате чего возникают сложные ситуации, которые становятся причиной обид между ребенком и родителями.

В современном обществе мнения родителей относительно целесообразности или нецелесообразности запрещать детям некоторые действия и поступки разделились. Например, в странах Азии (чаще в Японии и Китае) родители к поведению своих детей относятся довольно демократично, отстаивая их полную свободу, в других странах — наоборот, убеждают в необходимости более жесткого контроля за подрастающим поколением. И каждая сторона имеет убедительные доводы своей правоты, из-за чего во время выбора методов воспитания детей нам бывает сложно сориентироваться и найти наиболее подходящий.

Итак, зачем, когда, а главное, как говорить ребенку «да» и «нет»? Об этом наш сегодняшний разговор.

Возможно, для многих это звучит странно, однако многочисленные наблюдения свидетельствуют, что детям не только нужны порядок и правила поведения, более того — они даже ждут их. Это делает жизнь более понятной и предсказуемой, создает чувство безопасности. И хотя по мере взросления сыновья и дочери понимают, что за нашим «нельзя» скрыта забота об их благополучии, они почему - то все равно часто нарушают установленные правила.

Такому поведению есть много объяснений, но главное, отмечают специалисты, заключается в том, что дети противятся не самим правилам и требованиям, а методам их внедрения и авторитаризма родителей. Иными словами, запрет запрету рознь. От того, как формулируется родительское «нет», зависит то, будет ли оно услышано.

Первое, что нужно учесть — доходчиво и четко разъяснить запрет. Нельзя, потому что нельзя — не аргумент. Дети познают жизнь, и подобные запреты лишь порождают любопытство. Поэтому не ленитесь объяснить и аргументировать суть своего «нет» понятными ребенку словами. Например, взрослому абсолютно понятно, что если его просят не стучать ложкой по столу, значит, нельзя шуметь.

Однако ребенок, особенно дошкольного возраста, воспринимает этот запрет без обобщений, которые ему еще сложно сделать. Он воспринимает это так: нельзя ложкой, тогда постучу чем-то другим. В результате мы сердимся и ругаем свое чадо вместо того, чтобы терпеливо и доходчиво объяснить суть нашей просьбы.

На эффективность запрета существенным образом влияет также тон, которым он сказан. Чаще всего это — директивное и ультимативное требование повышенным голосом, который, в свою очередь, не облегчает, а усложняет выполнение нашей просьбы.

Поэтому следует помнить, что любой запрет желаемого для ребенка — нелегкое испытание, и если «нет» сказано сердито и властно, то становится трудным вдвойне. Кстати, постоянное переспрашивание: «Почему нельзя?» означает, что ему сложно преодолеть себя и он таким образом добивается от нас более четких объяснений.

«Нет» — это слово, которое всегда следует произносить нейтрально и использовать только для воспитания, а не выяснения отношений. Это очень важный момент, поскольку все наши эмоции во время общения дети воспринимают на свой счет. В частности, повышенный и сердитый голос ребенок может воспринять как нашу нелюбовь, а веселый для него будет свидетельствовать о несерьезности запрета. Поэтому, как говорит взрослый, иногда бывает важнее того, что он говорит.

Часто, а точнее, почти всегда, запретив что-либо, мы «умываем руки» и оставляем ребенка наедине со своими противоречиями, а когда сын или дочь выполняют наши просьбы, даже не задумываемся о том, что хорошее и правильное поведение необходимо поощрять положительными эмоциями. Мы же ругаем за непослушание, так почему бы лишний раз не похвалить за хорошее поведение?

Важным моментом в искусстве запрещать является также умение разрешать. То есть ограничений, требований и табу не должно быть слишком много, и они должны быть гибкими. Говорим «нет» — значит, должны уметь говорить «да». Ведь запреты выполняют защитную функцию, а разрешения — способствуют налаживанию здорового микроклимата в отношениях между ребенком и родителями. Одним словом, разрешают — значит, доверяют.

Кроме того, если часто употреблять слово «нет», оно потеряет свой первоначальный смысл. Если постоянно говорить «нельзя», «перестань», «остановись», то это будет обычным прерыванием какого-либо действия, а не запретом. Чтобы ребенок правильно отреагировал на «нет», оно должно звучать на фоне многочисленных «да», обескуражить и заставить обратить внимание. Поэтому чем реже будем говорить «нельзя», тем более действенным оно будет.

Конечно, это не означает «слепое» потакание во всем. Разрешение, как и запрет, должно иметь разумные пределы и быть последовательным.

То есть нельзя сегодня позволять то, что запрещали вчера, и наоборот. Ведь, согласитесь, когда учим ребенка отличать черное от белого, мы всегда называем все своими именами. Но относительно «да» или «нет» эта логика часто подводит, и мы допускаем возможность разрешать запретное и запрещать позволенное. Это, считают специалисты, — неправильно, поскольку подрывает авторитетность родительского слова.

Каждый раз, когда говорим ребенку «да» или «нет», мы загоняем себя в ловушку и берем на себя огромную ответственность, ведь потом будет сложно что-либо изменить. Поэтому, прежде чем что-нибудь сделать, хорошо подумайте о правильности своего решения.
Просмотров: 1795

Интересно
 
 
Опросы
 
Активных опросов на данный момент нет.