Навигация
 
Главная Теория психологии Мужчина и Женщина Психология общения Психология зависимостей Психология успеха Родители и Дети Психология подсознания E-Mail
 
Зависимости
 
Борьба с шопоголизмомБорьба с шопоголизмом


Информационная зависимость: проблема существуетИнформационная зависимость: проблема существует


Запутались в сетях. Социальных.Запутались в сетях. Социальных.


Есть ли жизнь без телевизора?Есть ли жизнь без телевизора?


Геймерство. Как уживаться с мужем-игроком?Геймерство. Как уживаться с мужем-игроком?


Память и ее классификация
Память и ее классификация
Памятью испокон веков интересовались философы, психологи и физиологи, но о явлениях памяти – сложные, феноменальные – еще много нужно узнать. А пока еще уточним известное и начнем с определений понятий, в своей разноцветности дополняющих друг друга. В Большой Советской Энциклопедии сказано: память – это “ способность к воссозданию прошлого опыта, одно из основных свойств нервной системы, которая выражается в возможности долгосрочно хранить информацию о событиях внешнего мира и реакции организма и многоразово вводить ее в сферу сознания и поведения.

Советский психолог А. Р. Лурия говорит о память: “Каждое наше переживание, впечатление и движение, оставляет определенный отпечаток, который хранится достаточно долгое время и при соответствующих условиях проявляется опять и становится предметом сознания. Поэтому под пам?яттю мы понимаем запись, хранение и воссоздание отпечатков прошлого опыта, который дает человеку возможность накопить информацию и иметь дело из по следам прошлого опыта после того, как явления, которые породили их, исчезли”.

И еще одно определение: “Запоминание, хранение и следующее воссоздание индивидом его опыта называется памяттю. В памяти различают такие основные процессы: запоминание, хранение, воссоздание, и забыванние.”

С того, шо содержится в этих определениях, выделим наиболее существенное, а именно:

1. Явления памяти вызваны нервной системой, вызываются ею, складывают одно из основных ее качеств, свойств.
2. Любое влияние - события внешнего мира или внутренние реакции - оставляют отпечаток, информацию в сфере наших движений, эмоций или мыслей.
3. Память обеспечивает долгосрочное хранение полученной информации.
4. То, которое стало приобретением памяти, при соответствующих условиях оживает, становиться предметом сознания.
5. Процессы памяти - запоминание, хранение, воссоздание и забывание (Часто, говоря о процессах памяти, говорят о восприятии, запоминание, воссоздание.) любое влияние, которое идет от учителя, оставляет отпечаток в сфере чувств, мыслей или движений ученика; долгосрочное хранение нужной информации в его памяти можно организовать процессом учебы; при соблюдении определенных условий следы памяти оживают и приобретенная школьниками информация (знание) оказывается, актуализируется; в зависимости от нервной системы (универсальных, соответствующих возраста, и индивидуальных особенностей школьников) мыслительная деятельность имеет как общие, так и специфические черты.

Стихийно или сознательно учитель влияет на характер явлений памяти, способствует их правильному движению, но бывает и мешает полноценному функционированию памяте и ее развитии.

Типы памяти

Человек с детства запоминает, хранит, а в нужное время вспоминает и использует усвоенные знания. С какой же ответственностью должны мы относиться к отбору той информации, как по ее сути, так и по ее количеству, которое из урока в урок в течение 10 лет даем школьникам!

Попробуйте разобраться в памяте школьников! Трудно найти такого, в которого она однозначно "плохая" или однозначно "добрая". Как правило, она разная - в чем-то хорошая, в чем-то плохая.

Память отдельного человека индивидуальная и зависит от многих факторов - физических и психологических. Поэтому говорят, что памятей столько же, сколько и доброчинностей.

И все же разноцветность видов нашей памяти можно классифицировать, что, конечно, упрощает, но в то же время и упорядочивает это явление. Классификация дает перспективную возможность изучать феномен памяти.

В основу классификации памяти положены три признака, согласно которым ее распределяют, : 1) по преобладанию форм психической активности - проворной, эмоциональной, образной или интеллектуальной; 2) по способу запоминания произвольному или непроизвольному; 3) по длительности, сроку хранения информации.

Объекты деятельности - движение, чувство, образ или слово - дали названия таким видам памяти, как проворная, эмоциональная, образная и словесно логичная.

Проворная память - запоминания , хранение и воссоздание движения ( "память тела", "память-привычка" ). Она выражается в формировании привычек, лежит в основе всех практических и трудовых действий, часто незаметных, не фиксируемых человеком. Походка, манера разговаривать, смеяться, почерк повязані с проворными навыками.

Говорят: " Стиль - это человек ", но многое может быть изменено и улучшено при самоконтроле и корректировке системы собственных движений. Поэтому-то физиолог И. С. Бериташвілі называл проворную память памятттю вправления. Проворную память закрепляют и совершенствуют естественный дар и постоянные тренировки.

Проворная память иногда оказывается доминирующим, и учитель на первых этапах учебы не должен безоговорочно препятствовать потому, что некоторые ученики, заучивая слова или запоминаючи текст, шевелят губами. Медленно их надо учить действовать иначе - говорить о себе или записывать.

"Если вы способны поблідніти или покраснеть при одном упоминании о пережитом, если вы боитесь думать о давно пережитом несчастьи - у вас есть память на чувство ", - писал К . С . Станиславский об эмоциональной память.

Гнев и радость, отчаяние и надежда, ненависть и любовь - чувства полярны. Уже в подсознании оценивается жизненно важное для нас: нужно немедленно чувствовать, что нам предлагает ситуация. В этом и заключается первая подготовительная цель эмоций, и чем они более ярки, тем увереннее действует человек, делая выбор между позитивными и негативными влияниями, между добром и злом.

Советский педагог и психолог П. П. Блонский на одном из зайнять со студентами предложил им вспомнить и записать события, какие они пережили в проходящем году, а потом в своей жизни к институту. Четыре пятих воспоминаний в первом случае касались событий, которые вызывали сильные эмоции. Во втором случае почти все воспоминания относились к эмоционально пережитого.

Эмоциональная память адаптирует нас до того, которое происходит, отворачивая внимание от плохого и скеровуючи к доброму - для получения настроения, которое помогает работе, творчеству.

Сила эмоциональной памяти у людей неодинаковая. Эмоционально бедные не могут воссоздать пережитые чувства, большинство людей воссоздают их в определенной степени, артистические же натуры ( о них-то и писал Станиславский! ) не только воспринимают остро свои чувства и чувства других, но и ярко запоминают пережито. Не вымышленные рассказы о Флобера, который вместе со своей Еммою Бовари чувствовал в рту яд, и Тургенева, который голосил через смерть Базарова.

Еще один вид памяти - образная, или наглядная, она оперирует представлениями - обидами предметов, сформированными в нашем опыте. В соответствии с модальностью - приобретением представлений из разных сенсорных сфер - образная память разделяется на зрительную, слуховую, осязальную, обоняльную, вкусовую. Наиболее распространенным в большинстве людей является зрительная и слуховая память.

Осязальная, обоняльная и вкусовая память ( подтверждая нашу феноменальную пластичность и ловкость ) интенсивно развивается в звязку с особенными условиями деятельности - у дегустаторов или при компенсации недостаючої зрительной, слуховой памяти в слепых или слепо-глухих.

Поражающего развития памяти на основе неспецифических для нас видов психической деятельности достигла О. С. Скороходова, советский ученый в отрасли дефектологии, педагог, литератор, кандидат педагогических наук ( из психологии ), которая в пятигодочном возрасте потеряла зрение и слух.

Подобно О. С. Скороходовый, после специальной учебы, живут и работают и другие слепо-глухие, при рациональном переключении их на сохраненные у них структуры образной памяти - осязальную, вкусовую, проворную.

Замечательная образная память - особенный дар художников, музыкантов, писателей.

Чуткое, внимательное отношение требуется от учителя к особенно воспринимающим детям. За внешней невнимательностью, углубленностью внутрь себя, часто скрывается уязвимая, тонко відчуваюча натура. Поэтому является недопустимым такой способ влияния на немного відрізняючогося от многих ученика, как натиск, крик. Такое часто приводит к тяжелым коллизиям и даже к конфликтам. Учителю необходимо иметь доброжелательность и такт для включения ребенка в активную учебную деятельность.

Проворная, эмоциональная и образная память в своих особенных формах присущая и животным. Специфически человеческая память - словесно-логическая, содержанием которой являются наши мысли и язык.

Словесно-логическая память - это не просто запоминания, а переработка словесной информации, выделения из нее наиболее существенного, отклонение от второстепенного, несущественного, и сохранение в памяте не непосредственно сприймаємих слов, а тех мыслей, которые ими выражены. В основе словесно-логической памяти всегда лежит сложный процесс перекодування повідомляємого материала, повязаний с отстранением от несущественных деталей .
Просмотров: 2102

Интересно
 
 
Опросы
 
Активных опросов на данный момент нет.
 
стройиндустрия Ростова на Дону Сайты Ростов-на-Дону Фасад Ростов строительные сайтов
© 2018 Психологические консультации, семинары и тренинги в Ростове на Дону