Навигация
 
Главная Теория психологии Мужчина и Женщина Психология общения Психология зависимостей Психология успеха Родители и Дети Психология подсознания
 
Зависимости
 
Борьба с шопоголизмомБорьба с шопоголизмом


Информационная зависимость: проблема существуетИнформационная зависимость: проблема существует


Запутались в сетях. Социальных.Запутались в сетях. Социальных.


Есть ли жизнь без телевизора?Есть ли жизнь без телевизора?


Геймерство. Как уживаться с мужем-игроком?Геймерство. Как уживаться с мужем-игроком?


Социальная антропология - Психологическая школа, психологический подход
Социальная антропология - Психологическая школа, психологический подход
В основном психологическая школа антропологии развивалась в Европе (Германия и Франция). Культура исследуется в психологической школе как процесс мышления и мировосприятия. Основоположником этой школы и теории психоанализа является Зигмунд Фрейд. Его работы:

- «Тотем и табу» 1912 г.
- «Будущее одной иллюзии» 1927 г.
- «Психология масс и анализ человеческого «я» » 1921 г.

Фрейд обращал внимание на проблему бессознательного и выделял два инстинкта: «Либидо» (инстинкт любви, творчества) и «Танатос» (инстинкт разрушения, смерти). Т.е вся человеческая история для Фрейда это борьба инстинкта «Либидо» и инстинкта «Танатоса».

Возникает вопрос, какую роль в этом взаимодействии играет культура. И здесь возникает работа Фрейда «Тотем и табу». Табу необходимы первобытному обществу для регулирования семейно-брачных и половых отношений (запрещают семейно-брачные отношения с родственниками внутри группы).

Суть культуры как социального института по Фрейду – это регламентация семейно-брачных и половых отношений. Из этих запретов по мысли Фрейда идут комплексы Эдипа и Электры.

Отсюда следует, что культура ограничивает инстинкт «Либидо» (запас сексуальной энергии человека). Но культура должна не только запрещать, но и предлагать способы реализации энергии «Либидо» - это и есть суть процесса сублимации. Творчество по мысли Фрейда, как сублимация энергии «Либидо» и является источником развития культуры. Энергия творчества победит энергию «Танатоса» (разрушения, смерти) т.е прогресс сменит регресс.

Концепция Фрейда найдёт своё продолжение в теории Карла Густава Юнга. Юнг разработал свой метод исследования культур, который он назвал аналитической психологией (основан на анализе архетипов).

Архетип – форма коллективного бессознательного, которая присуща всем людям, передаётся по наследству и выступает как готовность человека реагировать на определённые события определённым образом.

В работе «Психология бессознательного» (1935 г.) Юнг впервые формулирует типологию архетипов.

Архетипы:

1. Анима (образ женщины в бессознательной психике мужчины; образ матери) и Анимус (образ мужчины в бессознательной психике женщины; образ отца).
2. Тень – те личностные элементы, которые оказываются подавленными в соответствии с выбранными жизненными установками и ориентациями. Почему возникает тень? Дело в том, что структура личности многоуровневая («Оно», «Я» и «Сверх-я»). «Оно» - это наше бессознательное, «Я» - это наши возможности и функции, «Сверх-я» - это культурные формы, моральные установки.
3. Маска (персона) – это искусственная личность, которую человек сам себе создаёт в целях приспособления к окружающему миру. Т.е это разрыв архетипов (что человек на самом деле из себя представляет как личность и то, как он себя демонстрирует в обществе).

Единство и целостность этих архетипов Юнг определяет через понятие «самость». Целью культуры является уравновешение сознательных и бессознательных аспектов поведения человека. Для этого культура должна предлагать человеку комфортные для него способы отказа от реализации своих желаний. В противном случае, вся негативная энергия выльется в неконтролируемую агрессию.

Дальнейшее развитие психоанализа и психологической школы происходит во Франции, где в середине 20-го века возникает символическая школа социальной антропологии. Символисты исходят из того, что культура и общественная жизнь выступает как система символов.

Символ – это особая форма знака, где абстрактные конструкции человеческого сознания связаны с определённым материальным объектом (например, лиса – хитрость, лев - смелость, символ великодушия). Символы возникают и развиваются как врождённое свойство человеческой психики к абстрактной деятельности. Это свойство называется символизацией. Именно с ней связано возникновение духовной культуры, т.е религии, искусства , праздников, традиций, церемоний и т.д. В силу врождённой психической склонности к символизации человек в процессе своей деятельности постоянно создаёт новые символы.

Культура же по своей природе с точки зрения символистов выступает как система символов. При этом значение символа определяется культурной традицией. Символ как форма мышления неразрывно связан с социальным поведением человека. Значимость символа поддерживают праздники, обряды, традиции.
Просмотров: 2739

Интересно
 
 
Опросы
 
Активных опросов на данный момент нет.